Опыт 05 декабря 2017 Екатерина Осипова 2958 3

Круглый стол. Как устроиться на работу мечты

Можно сколько угодно слушать советы психологов и составлять выверенную схему идеального собеседования. Мы же решили пригласить трех подруг и дать им возможность обсудить все его составляющие.


Расстановка приоритетов

С. Машина смерти запущена.

Л. Шел 2478 день…

С. …нашей телестройки.

Л. Мы обсуждаем сегодня поиск работы. И мы решили начать наши поиски с обсуждения, как понять, чего ты хочешь от работы.

С. Что значит «чего ты хочешь от работы»?

Л. Как понять, какую работу ты хочешь, что ты вообще хочешь делать, что ты хочешь получать от работы, мотивация материальная и нематериальная…Можем обсудить такой вопрос, как «неинтересная работа и большие деньги или интересная работа и меньшие деньги»…

С. Ну, первое, что ты должна сделать, это расставить приоритеты. Что для тебя работа помимо зарабатывания денег? В идеале все ищут удовлетворение каких-то личных амбиций и чтобы зарабатывать хорошо. Но это в идеале.

Л. Мне кажется, почти всем плевать на личные амбиции, их нет. Главное денег поболее.

С. Ну, в принципе тоже позиция, что сказать. Просто позиция странная немножко.

Л. Все, мы закончили?

(Всеобщее ликование)

Л. В общем, мы определились: мы хотим много денег и чтобы работа была интересная. А еще важно заранее понять, насколько для тебя важно предоставление соцпакета, страховок и прочего, так как не все компании это предоставляют. Дальше вот вопрос встает – а готовы ли мы работать днем и ночью?

М. Если будет интересно, то мы готовы.

Л. А как же личная жизнь?

(Натужный драматический смех С.)

С. Сделайте пометку про закадровый драматический смех.

Л. То есть от личной жизни не отказываемся.

М. Ну почему отказываемся?

Л. Ну смотри, мы работаем днем и ночью, какой парень такое стерпит?

М. Это зависит от характера. Может быть, у тебя…

С. Нет парня.

М. Ну хорошо, может, ты такая «вот я от всего устала, я хочу в ближайшие полгода просто поработать, мне не нужны отношения, свидания и вот это все».

Л. Вот мой парень, несмотря на то что он очень хочет, чтобы я была счастлива на своей работе, я знаю, что он переживает, что я буду больше работать, больше даже, чем он, и мы вообще не будем видеться. Страшно, страшно, привык же уже.

М. Заметь, как ты в течение разговора уже перевела разговор на желания твоего партнера. А мы говорим о твоих желаниях.

Л. Ну у меня также есть желание сохранить гармоничные отношения. У тебя, я уверена, оно тоже есть, ведь у тебя тоже есть партнер.

М. Ладно, если у тебя есть личная жизнь, и ты хочешь, чтобы она у тебя сохранилась, тебе нужно найти баланс.

Л. Ок, допустим, у тебя нет парня и тебе не нужно искать баланс, тогда ты готова вкалывать 24/7.

М. Да.

Л. Я тоже готова на самом деле. Но хотелось бы, чтобы еще и красивой была, и… ну, деньги решают. В общем, ладно, мы поняли, что мы хотим много работать, много получать, реализацию амбиций…

М. …При этом еще и с парнем успевать…

Л. …С парнем успевать, может быть, даже в перспективе детей рожать…

М. Мне нравится, как у нас разговор постепенно в ту степь смещается.

Л. Так, мы определились, чего мы хотим от работы?

М.,С. Да.

Л. А как понять, в какой сфере ты хочешь работать?

С. Хороший вопрос.

М. Вот я больше это имела в виду под «пониманием». Особенно после того как раз-таки, как ты уходишь с текущей работы и такая «блин, а вообще тем ли я занимаюсь, может, я хочу сменить сферу».

Л. Надо к психологу сходить, тесты пройти по профориентации. И такая «ну все, значит, буду дальше в банке работать, я в этом лучше всего разбираюсь».

С. Хотела тут завести…

М. Парня?

С. Да нет, бизнес, связанный с фермерскими продуктами. Сходила к психологу, поняла, что не, на юриста, как и предыдущие 37 лет. Решила, что сейчас не время для рискованных шагов. Хорошо, что профориентация есть. Всегда пресекает всю вот эту вот фигню художническую. Богема, мать их, артисты.

Л. Мне кажется, что в этом во всем главное – это трезво посмотреть на себя, оценить свои возможности.

С. Именно это и проблема, что у очень многих людей не получается трезво на себя взглянуть. Потому что они, например, выросли из текущего места работы и им кажется, что им тесно – и возможно, это действительно так – но при этом им немножечко невдомек, что реальность более жестока, чем они хотят думать. Да, ты, может быть, вырос из какого-то места работы, но это не означает того, что ты теперь должен пойти и взорвать там всех.

Л. У меня есть, мне кажется, решение подобных проблем. Если ты работаешь больше одного года, ты можешь оценить весь свой прожитый опыт, вне зависимости от того, в каких сферах он проистекал. Будь то журналистика, инженерия или что-нибудь еще. Ты можешь вспомнить все моменты своей карьеры, когда тебе приходилось выполнять какие-то задания, которые очевидно были для тебя челленджем. И как ты в этих условиях справлялся с заданиями. И если статистика показывает, что у тебя в стрессовой ситуации даже лучше работает мозг и когда тебе дают новые тяжелые задания, ты с этим можешь справиться, то вполне можно рассчитывать, что следующая ступенька в плане амбиций может быть тебе по плечу. Если же в состоянии стресса, когда тебе дают задание из новой для тебя области, ты не можешь с этим справиться, тормозишь или проваливаешь проект, или тебя все время кто-то страхует и подхватывает, есть вероятность того, что ты не готов к следующей ступени.

С. Мне кажется, что еще на этапе составления резюме нужно подумать, что ты действительно умеешь делать в рамках своей должности на данный момент и что умеешь делать вне рамок должности. И сопоставить свои умения с системой челленджей.

Л. Ну просто смотри, например. Если ты отправляешь резюме в компанию, которая ищет какого-то конкретного сотрудника, и вот они там пишут опыт, который ты должен иметь для работы. И допустим, там 10 пунктов, с тремя из них ты никогда не имел дела. Но эти 3 пункта тоже немаловажные.

С. Это уже вопрос подачи себя и того, насколько эти 3 пункта необходимы. Потому что если это знание рынка ICO, например, или внедрения криптовалюты на рынок ICO, тут и так все понятно.

Л. Нет, я имею в виду более близкие нам вещи, вот например, ищут project-менеджера, какая-нибудь классная компания. И допустим, у них есть вакансия, в рамках которой описано, что у тебя должен быть опыт event-менеджера. Представим, что этот опыт у нас есть, но помимо этого там написано, что у вас должна быть своя база контактов кейтеринга, застройщиков, опыт работы с люксом. С остальными 8 пунктами ты отлично справляешься, но вот есть эти 2 пункта – у тебя нет опыта работы с люксом, ты там не работала, и у тебя нет базы контактов. И ты, в общем-то, знаешь, что с этим справишься, но так глобально оценить рынок не можешь. Прорываться, идти – или забить?

С., М. Идти.

М. Во-первых, потому, что компания обычно любит в обязанности и требования включать по максимуму – иногда тебе вообще не придется этим заниматься. А во-вторых, у тебя слишком частный пример и хочется его отдельно разбирать, а не в целом вопрос, который мы поставили, потому что в тобой описанном случае, мне кажется, все вообще легко.

Л. Ну я не могу привести пример про рынок ICO, потому что тут сразу понятно, что не надо идти. Имеется в виду компания из сферы, близкой тебе. Еще вопрос: допустим, ты работаешь в банке на скучной, но неплохой должности, получаешь не большие, но и не маленькие деньги.

С. Короче, ты менеджер среднего звена.

Л. Работа скучная, и ты чувствуешь в себе творческий потенциал. Может быть, ты увлекаешься фотографией, инстаграм ведешь. И тебе и коллеги все говорят, что ты не на своем месте. И ты сидишь, у тебя самооценка падает…

С. Ну смотри, ты должна понимать, что во-первых, если ты решишь сменить поле деятельности и уйти в творческую сферу, так как у тебя изначально нет никакого бэкграунда в этой сфере, тебе придется начать с самого низа – типа ассистент отдела. Или если ты хочешь работать стилистом, будешь работать ассистентом стилиста, носиться по всем шоурумам с баулами и, в общем, будешь черной работой заниматься.

Л. И чувствовать себя дураком постоянно.

С. И чувствовать себя дураком, да. Это во-первых. Во-вторых, если ты делаешь какие-то штуки, вот самый простой пример – это который ты привела с инстаграмом, если у тебя действительно есть какой-то талант, то если ты нормально зарабатываешь, попробуй продвинуть свой аккаунт как-то.

С. Просто помимо отзывов твоей мамы, твоих коллег и твоих подруг о том, что ты делаешь и что, как тебе кажется, способно стать делом твоей жизни, нужна еще трезвая оценка со стороны от человека, который абсолютно никакой симпатии или антипатии к тебе не испытывает. Если у тебя есть свой инстаграм, попробуй довести свой аккаунт до популярности.

Л. Ну ок, довела, вот у меня 8 тыс. подписчиков.

С. Ну, 8 тыс., конечно, маловато.

М. Если у тебя уже 8 тыс. подписчиков, значит, это кому-то интересно.

Л. Можно пойти на курсы фотографии, можно поднять свой имидж.

С. Хоть вебинары там посмотри, подпишись на огромное количество фотографов и блогеров…

Л. …делай творческие съемки бесплатные, предлагай всем (не всем, конечно) свои услуги фотографа бесплатно.

С. Просто над всем нужно работать. Если у тебя просто есть инстаграм и твоя мама его хвалит – моя мама тоже, например, мой инстаграм очень хвалит, но я же не иду в фотографы.

Л. Моя мама, слава Богу, мой инстаграм не смотрит и не видела.

С. В этом плане не стоит вестись на мнение своих друзей, потому что твои друзья всегда желают тебе лучшего, но немногие из них могут честно сказать, что слушай, ну такое.

Л. А с другой стороны, могут сказать такое из зависти или потому, что у них нет твоего эстетического видения.

С. Опять же, нужна оценка со стороны.

М. А мне кажется, нужна уверенность в себе. Сколько примеров бездарных людей, которые добивались успеха. Они же счастливы.

Л. И сколько примеров талантливых людей, которые сидят и ничего не могут сделать. Мне кажется, тут дело не только в уверенности и таланте, но еще важен такой фактор, как сообразительность. То есть понять, ЧТО нужно сделать. Как, например, берешь – и раскручиваешь свой инстаграм или делаешь какие-то шаги параллельно работе, не бросая этот банк несчастный.

С. Я не поклонница решений типа «я работал в банке, а потом меня накрыло, и я взял и уехал на Бали». У кого-то это получается, как правило, это делают люди авантюрные, но при этом они не глупые сами по себе. У них голова хорошо работает. И у таких вот людей все получается. Но я не поклонник таких людей, которые «я работала в банке 5 лет, а потом раз – у меня же классный инстаграм, буду фотографом». Очень странная идея. Мне кажется, ко всему нужно подходить более трезво.

Л. И рационально.

С. Просто рынок предложения в творческой среде переполнен.

Л. Вот мы проникли туда, и все, дверца закрылась.

С. То есть даже если ты талантливый фотограф, ты должен понимать, какая у тебя ниша, какой тренд сейчас. Просто фотографов и так очень много.

М. Мне кажется, лучше попробовать в этом случае, убедиться, что ничего не получается, в банк же никогда не поздно вернуться, у тебя есть опыт уже.

Л. Я считаю, что не надо бросать банк, нужно пробовать параллельно основной работе.

С. Как только ты получишь какие-то результаты того, что ты начал делать, то уже можно всерьез об этом задумываться.

Л. Просто сидеть в банке и отправлять резюме на должность креативного директора – это странно.

С. Так мы начинаем с малого – на ассистента креативного директора.

Резюме и сопроводительное письмо

М. В резюме мы обычно указываем опыт работы, который соответствует должности, на которую мы претендуем. Если мы 100500 тысяч лет назад работали продавцом-кассиром, это необязательно указывать.

Л. А я указала.

М. Я тоже указала, но я это всегда указываю, потому что на собеседовании говорю «я 5 лет работала в ритейле», поэтому чтобы было понятно, чем я занималась, указываю должность.

С. Я работала в Макдональдсе и больше не указываю эту информацию.

М. Сопроводительное письмо тоже под каждую компанию или бренд персонально составлять, про то какие вы классные, как давно я за вами слежу, это реально работает.

Л. А ты в сопроводительном письме указываешь предложение, свою полезность для компании, их недостатки?

М. Вообще я обычно делала это в тестовом задании.

Л. Резюме или портфолио?

М. Портфолио. Но опять же, у нас просто творческие профессии, у кого-то нет портфолио. Ты в банке работала каком-нибудь.

Л. Какие-нибудь таблички, графики, или типа «месяц приходила на работу вовремя», презенташку.

М. Я еще вспомнила, что в резюме указывается, чего ты добился на прошлом месте работы. Не только что ты там делал, но и чего ты достиг. Можно приврать, естественно.

Л. Ну разумеется. Хорошо, можно приврать – а не позвонят ли на прошлое место работы?

М. Ты должен быть в этом уверен.

Л. Что не позвонят?

М. Да. Или дать рекомендацию от того, с кем на работе лучше всего общался.

Л. Меня так несколько раз кто-то просил.

С. Мне кажется, привирать нужно тоже красиво, чтобы у тебя всегда была возможность дальше приврать.

Л. Я особо не привираю в резюме, но даже у меня бывает ступор, когда ты приходишь на собеседование, и тебе говорят: «Вы занимались вот этим, а что это значит?»

С. То и значит, там ж написано, читать шо ль не умеешь, о Хоспади.

Л. Шо вы под эти подразумеваете?

С. А вы шо подразумеваете под своим «шо вы подразумеваете»? Я шо-то не понимаю, мож быть? Подводные камни?

Л. Я шо, вам не подхожу?!

С. Хоть воды бы принесли, Хоспади прости. Тоже мне КОМПАНИЯ. «РОГА И КОПЫТА» ВАМ ИМЯ!

С. Этот блок можно полностью без редактуры ставить.

(Что мы и сделали)

Л. Ври да не завирайся, в общем. И не надо слишком заумных слов, которыми ты потом не сможешь оперировать на собеседовании.

С. Я считаю, что и в резюме и на собеседовании нужно больше фактической информации, комплиментарной для тебя, без вот этих вот своих витиеватостей в речи.

Л. Еще очень хорошая структура должна быть у резюме, потому что это всегда очень любят. Не когда сбивчиво, непонятно, чем мотивирована очередность, а чтобы было понятно, что за чем и почему так произошло. Логически должно быть очень выверенное резюме – запомните, девочки. И мальчики.

Как одеться

С. Мне кажется, все зависит от того, в какую компанию ты идешь. Если ты идешь в компанию из «большой четверки», то у них в принципе предусмотрен дресс-код, там нужно одеваться в стиле «пиджачок, макияж, этот день наш» и вот это все.

Л. Каблучки.

С. У них пиджачок важнее. Если ты идешь юристом устраиваться в PWC, у тебя выбора нет.

Л. А если ты идешь на творческую работу? Нужно ли наряжаться? Сережечки со Спанчбобом самодельные, платочек на головушку повязать аккуратненько. В горошек, в стиле пинап. Рубашечку без рукавов, губки красненькие, конечно же, бусики.

С. И повязать так рубашечку, чтобы немножко пупочек было видно.

Л. Ну ты же модная. Ну, или чтобы многослойность. Или знаешь, как вот любят библиотекарши: болотное платье, горчичные колготочки, коричневые ботиночки, сверху жилеточка такая…

С. Ульяна Сергеенко – 2010.

Л. В общем, вот это вот – я умею сочетать цвета.

М. Мне кажется, да. На творческую работу нужно. Точнее, если в принципе в жизни у тебя бывают какие-то особенные выходы в плане одежды и у тебя есть такая одежда, то да, можно. А если тебе это несвойственно, ты приходишь просто так, как ты обычно выглядишь.

Л. Ты хочешь сказать, что у человека, который придет нарядный, больше шансов, чем у человека, который придет не нарядный?

М. Ну смотри, если ты идешь на собеседование на байера и придешь…

Л. В черных джинсах, черном свитере и черных ботинках.

М. Ну, если все это будет выглядеть нормально, то это приемлемо, а если ты придешь просто ужасно одетой…

Л. Мы не говорим «ужасно одетой», мы говорим «нарядно или просто».

М. Тогда ладно, тогда можно в чем угодно приходить.

Л. Но будет ли фора у нарядно одетой?

М. Я думаю, да, потому что ее визуально запомнят хотя бы. Из всей череды собеседований за день.

Л. То есть ты считаешь, что нужно за счет одежды попытаться запомниться?

М. Да. Но красный раздражает многих женщин.

С. Че ты приперлась в красном?

М. Чтобы побесить вас.

С. Если ты идешь в бренд одежды, нужно знать, в какой нише этот бренд, потому что если это, условно говоря, какой-нибудь люксовый сегмент, то лучше соблюсти тот уровень, который там принят.

Л. Мне кажется, что есть еще один пункт. Не надо следовать своей интуиции, а нужно хорошенько изучить человека, который будет тебя собеседовать. Если этот человек имеет статус и будет тебя собеседовать, у вас наверняка есть общие друзья, если вы работаете в смежных сферах. Можно в интернете что-то найти.

М. А что «что-то»? Я вот так никогда не делаю.

С. Ну, инстаграм там его.

Л. Инстаграм, какие-то материалы.

М. Что нам это даст?

Л. Это нам даст представление о том, как этот человек выглядит, как выглядят его друзья и как можно органично вписаться в его окружение.

С. Если это не HR, он, скорее всего, будет принимать решение, основываясь не только на твоих знаниях, но и на представлении, как хорошо ты впишешься в компанию.

Л. Но это если ты можешь выяснить, кто тебя будет собеседовать.

С. А если не можешь, то все логично – смотря в какую индустрию ты идешь работать. Смотришь, что это за бренд, какая у них там целевая аудитория, есть ли у них какая-то философия.

Л. Я не знаю, как вы к этому относитесь, но я не очень хорошо реагирую, если человек приходит на собеседование в одежде бренда, с которым я работаю.

С. Мне кажется, это моветон, честно говоря.

М. Ну это как-то по-детски.

С. Ну просто это слишком заметно – что ты старался. Я думаю, когда ты работаешь в маркетинге и продвигаешь какой-то продукт, это не значит, что ты должен этот продукт постоянно использовать.

Л. С одеждой разобрались более-менее. Спортивки не надо, кроссовки не надо…

М. Ну ладно, кроссовки – это уже слишком.

С. Все ситуативно.

Подготовка к собеседованию

Л. Мы сейчас обсудим, как морально подготовиться к собеседованию и как подготовиться интеллектуально. Вот ты идешь в бренд – нужно ли что-то узнавать про бренд, нужно ли читать его историю, чем он занимался в последнее время, конкурентов, выискивать сильные и слабые стороны.

С. Я думаю, да, обязательно надо.

Л. То есть полный ресерч?

С. Да, промониторить все. То есть не изучить историю бренда с момента его основания, но за последний год хотя бы посмотреть.

Л. Мне кажется, что еще нужно хорошо знать медийный рынок, который может интересовать этот проект. Например, ты работаешь в масс-маркете, и понятно, какие издания тебя интересуют. Помимо этого нужно изучить инфлюэнсеров, а также изучить бизнес-СМИ, которые могут интересовать этот проект не с той точки зрения, что они могут там публиковаться, но с той точки зрения, что они смогут выудить оттуда информацию, которая им будет полезна. То есть это должен быть очень большой обзор. Мне кажется, я даже не могу охватить мысленно весь масштаб информации, которую нужно узнать о бренде, чтобы пойти туда на работу. То есть либо у тебя уже есть этот опыт и ты и так каждый день это делаешь, либо ты должен с нуля все изучать, чуть ли не 2 недели готовиться к этому собеседованию.

С. Если ты идешь в компанию, которая занимается маркетингом, консалтингом и подобными серьезными вещами, то и за 2 недели будет мало.

Л. Маркетинг за 2 недели.

С. Необязательно академически изучать так, чтобы ты диссертацию могла написать по этому бренду. Просто плюсы, минусы, подводные камни.

Л. Стоит ли поискать человека, который может помочь подготовиться тебе к этому собеседованию?

М. Стоит поискать человека, который там работает или работал, и спросить у него, стоит ли тебе вообще идти на это собеседование.

Л. А вот как морально подготовиться к собеседованию? Я думаю, что баек про то, как кто-то кому-то сказал унизительные слова или «что вы вообще здесь делаете», достаточно.

С. Очень важно помнить, что в собеседовании принимают участие две стороны. И как тебя оценивают, так и ты оцениваешь. И если ты приходишь на собеседование, и тебя там начинают унижать, то подумай дважды.

М. Мне кажется, главное, быть в себе уверенным.

С. Если ты в себе уверен, это то же самое, что и «как выучить маркетинг за 2 недели». Если ты в себе не уверен в принципе, ты не научишься этому за ночь до собеседования.

М. А если ты в себе в принципе не уверен, тогда у меня нет на это рецепта. Мне кажется, нужно быть совсем глупым человеком, чтобы прийти на собеседование, тебе там сказали, что ты плохой, и ты от этого расстроился.

Л. А ты как будто не боишься услышать на собеседовании, что ты плохой.

С. То если бы у нас сейчас было собеседование, и ты нам показала, какие статьи ты писала, и мы такие «и это ты называешь работой? Тебе за это деньги платили, серьезно? Я такое в ЖЖ делала, когда мне было 17 лет, что за жесть».

М. Ну да, наверное, я расстроюсь и поспрашиваю у других своих начальников и коллег и пойму, что все нормально, и вы неправы.

Л. Просто я хочу вам сказать, что не все люди такие, как мы с вами. Они не приходят домой, открывают чатик и пишут, что все придурки, а им отвечают «да ты лучше всех».

С. Что-то я никогда не открывала чатик и не получала такого.

Л. Я тебе всегда пишу на день рождения.

С. Так же можно к маме прийти и она, конечно, же скажет, что ты лучшая.

Л. Мама мамой, а коллеги могут тебе сказать, что ты облажался, посмеяться и поддержать тебя как-то.

С. Мне кажется, что к этому нельзя подготовиться. Резко отвечать типа «да посмотрите на свою компанию» – это вообще супертупо.

Л. Я знаю людей, которых я считаю классными профессионалами и достойными людьми. Но они так нервничают перед собеседованием, что не могут собраться и проваливают его. Они не могут себя правильно презентовать и не получают работу, которую они заслуживают.

М. Мне кажется, это отдельная тема для разговора про психологию, про психологов…

С. Про психологию, про психологов.

Л. Может быть, есть какие-нибудь фишечки? Типа выспаться, попить водички…

М. Пустырник очень помогает.

Л. А ты не будешь заторможенная?

М. Нет. Пустырник в таблетках, так я защитила диплом, КРАСНЫЙ В МГУ, пометьте там жирным.

Л. Может быть, надеть какую-нибудь новую одежду…

М. Нет, это запрещено. Как и на праздники.

Л. В которой ты будешь чувствовать себя уверенно. Или «счастливую» рубашку.

М. Вот это кстати да.

Л. У меня это первую половину моей профессиональной жизни всегда прокатывало. Но потом я забила и теперь хожу что в день рождения, что на собеседование, что в магазин – одинаково.

С. И кофе не пить. И алкоголь не пить перед собеседованием. Вообще все, что раздражает нервную систему, лучше не употреблять. Про похмелье я уже сказала, но лучше еще и перед самим собеседованием не пить.

Л. А что, я очень красноречивая становлюсь.

С. Во-первых, это заметно всегда и это не скрыть никак.

Как отвечать на вопросы

Л. Вот мы пришли на собеседование. Оделись, как надо, все изучили, весь рынок. Мы все подготовили.

М. Пустырник выпили.

Л. На нас любимые трусы счастливые, бабушкины. Мы вчера не пили, выпили только пустырничка, и то в таблетках, а не на спирте.

С. ЭХХХХ

Л. Дальше мы приходим. Говорим: «Здрасьте, позовите мне главного». Мы сели, перед нами сидят HR, еще какой-то чувак, еще какой-то чувак…

С. Сразу много чуваков, как на экзамене устном.

М. Познакомились, представились.

Л. Руку жать?

С. Нет, просто сделать книксен.

Л. Вот, значит, ты сидишь в переговорной. Заходит вся эта братия, ты встаешь, жмешь всем руки, показываешь, что у тебя крепкое рукопожатие.

М. Серьезно?

Л. Да. Я всем жму руку. Мне кажется, что рукопожатие, хоть это и старомодно, если ты уверенно жмешь руку, это психологически вырабатывает у твоего собеседника представление о тебе как о человеке, который знает себе цену и деловой этикет.

М. Я привыкла к тому и веду себя всегда так на собеседованиях, что инициативу работодатель проявляет. Он проявил инициативу, пожал тебе руку, и ты пожала, и так со всем.

Л. А я просто беру инициативу в свои руки. Дальше вся эта братия садится и смотрит на тебя.

М. Такое, кстати, часто бывает, они просто сидят, не задают вопросы. И ты такой: «и че?».

Л. А я всегда говорю «С чего начнем?».

С. Ну шо? Знакомиться будем??

Л. Они мне говорят: «Расскажите о себе», я спрашиваю: «С какого момента, с детского садика рассказывать?» И мне говорят, либо с момента как закончила институт, либо школу, либо просят описать свой опыт работы на последнем месте. Я сама не лезу, всегда уточняю, с какого момента моей жизни рассказывать.

С. А знаешь, бывают такие работодатели, которые говорят тебе «Расскажите о себе». Ты им говоришь «Вот прям с детского садика?», а они такие «Нет, просто о себе». И ты должен себя презентовать.

Л. Я в этот момент начинаю структурно рассказывать – давайте начнем с образования, потом работа, потом хобби. То есть сама задаю план моего дальнейшего рассказа и следую этому плану.

С. Это такая техника ведения интервью – тебе отдают инициативу, чтобы ты сама все рассказывала, и по этому судят о тебе. Если ты заминаешься и не можешь рассказать о себе, начинаешь задавать уточняющие вопросы. Хотя вопрос и дико тупой.

Л. А еще есть вопрос «Назовите три положительных и три отрицательных качества». А есть люди, которые говорят: «Назовите пять». И если человек после третьего заминается, значит, он не очень.

М. Почему?

Л. Потому что три качества – это шаблон, и человек может шаблонно мыслить, везде спрашивают про три качества, а тут его спросили пять, он три качества назвал и все, больше не может.

С. А если я уверена в себе и не считаю, что у меня есть какие-либо недостатки?

Л. Говоришь, что у тебя нет недостатков.

С. Ну, я вот много сладкого ем, мама меня всегда за это ругает.

Л. Я обычно всегда с чувством вины рассказываю о своих самых больших достоинствах, как будто это мои недостатки, и я очень от них страдаю.

С. Я слишком много работаю, меня иногда просто не остановить.

С. Вот мы познакомились, ответили на самый тупой вопрос на свете «Расскажите о себе»…

Л. А если будет неожиданный вопрос? Например: «А вы любите собак?»

С…., обожаю собак! И мне сразу такие «все, интервью окончено, до свидания». Ну вы что, давайте про собак поговорим, ну пожалуйста! Я ждала этот вопрос, я обожаю собак, подождите, подождите!! …, ОБОЖАЮ СОБАК!!!

Л. У меня вот есть любимый вопрос, когда я провожу собеседование: любите ли вы Сергея Лазарева? Я всех всегда спрашиваю.

С. И кстати, не было еще ни одного человека, который бы нормально на это отреагировал, потому что все очень сильно смущаться начинают. Ну, Сергей Лазарев и Сергей Лазарев, подумаешь, какая тебе разница. Мы же не про Путина спрашиваем.

М. А тебе важен ответ или реакция на этот вопрос?

Л. Ну конечно, мне не важен ответ. Ладно, если человек скажет, что это колхоз, то он сразу пойдет домой.

М. Но ответ мне не важен.

Л. На самом деле мне важно, чтобы человек на подобный вопрос отреагировал адекватно. Мне не нужно, чтобы мне очень серьезно ответили, нравится или не нравится, мне нужно, чтобы отшутились в ответ, т.к. вопрос очевидно несерьезный.

С. Больше всего меня бесит, когда люди начинают вопросительно смотреть в глаза. Что я должен ответить?! Я не знаю, я не знаю!!

Л. Вот задают тебе вопрос про собак. Это, конечно, не такой смешной вопрос, как про Сергея Лазарева, но все же.

С. Мне кажется, отвечая на такие вопросы, не нужно тушеваться. То есть там же вопрос не… вопрос из серии «А в каких отношениях вы с матерью».

Л. С батей.

С. Меня бы немножко смутил такой вопрос, потому что я бы подумала «а зачем вам это знать». Мне кажется, на интервью вообще не стоит показывать, что тебя что-то смутило или что ты боишься.

Л. А если тебе задают вопрос, а ты забыл ответ?

С. Любите ли вы собак? – Я забыл.

Л. Ну например. Ты устраиваешься на клипмейкера, и тебя спрашивают, какое у тебя любимое видео. И у тебя в этот момент в голове только ерунда всякая. И ничего хорошего в голову не приходит, и ты не можешь сосредоточиться.

М. Нужно сказать, что конкретно сейчас мне ничего не приходит в голову, а приходит в голову всякая ерунда.

Л. Я так и сказала бы, но мне кажется, это не совсем правильно.

М. Это из серии вопросов «Ваш любимый фильм», «Ваш любимый бренд». Ну нет у меня любимого бренда.

Л. Этот вопрос не тупой, потому что когда тебя спрашивают про твой любимый бренд, если ты устраиваешься на какую-либо позицию в мире моды, скорее всего, от тебя ждут название бренда, чтобы оценить маркетинговые кампании, которые они делают, дизайнеров, одежду… А ты забыл.

М. Ну как такое можно забыть?

С. Мне кажется, если тебе задают такой вопрос, нужно сделать неправильно и ответить вопросом на вопрос, но уточнить, спрашивают тебя как специалиста или как человека.

М. Да, это хороший вопрос.

С. Потому что одно дело, когда тебе задают вопрос о твоих предпочтениях в стиле одежды, а совсем другое – когда спрашивают про маркетинговую стратегию.

Л. Мне кажется, когда тебя приглашают на какую-либо позицию в сфере маркетинга, они не имеют в виду твои предпочтения как потребителя.

М. Необязательно.

Л. Давайте поговорим о такой ситуации. Вас спрашивают, какие отношения у вас с бывшим руководством, почему вы уходите?

М. Я читала, что не нужно негативно говорить про свою бывшую компанию.

Л. Ни в коем случае.

С. Вообще, не стоит никого обвинять ни в чем, даже если это тяжело.

Л. Что сказать, если вы крайне недовольны своим руководством? Мне кажется, что общие фразы по типу «консервативность команды», «негде развернуться», «плохо настроены бизнес-процессы», «непрозрачная структура внутри компании» – это все не проверишь, но звучит не особо обидно.

С. И умно в то же время.

М. А мне кажется, что если перед вами сидит умный человек, он поймет, что вы просто не прижились в команде. Но причин он не знает.

Л. Ну, если я проработала в команде пару лет, вряд ли я там не прижилась.

С. Если перед тобой сидит умный человек, то он твои ответы никак не будет комментировать. Просто будет задавать наводящие вопросы.

Л. В любом случае, ты не можешь уйти из компании, в которой все отлично. Причина должна быть. Говорить «мне скучно» – это не классно. Нужно очень деликатно рассказывать, даже если тебе действительно скучно и негде развернуться, все равно нужно говорить не «мне надоело работать с нулевым бюджетом и хочется, чтобы было много денег», а «я научилась работать с нулевым бюджетом и мне кажется, что моего опыта достаточно, чтобы оперировать чуть более большим бюджетом».

М. Короче, главное – красноречие.

Л. Красноречие и большая деликатность. Одно неверное слово – и про тебя подумают, что ты и их компанию потом будешь так представлять другим. А что отвечать, если тебя спрашивают про твои отношения?

М. Меня на собеседовании спрашивали про личную жизнь. Есть ли молодой человек и как долго я с ним встречаюсь.

Л. А нужно ли идти работать в компанию, в которой увлекаются астрологией, нумерологией и прочими псевдонауками?

М. Для меня однозначный ответ – нет. Вообще, если тебя начинают унижать, задавать странные вопросы или вдруг появляется нумеролог, то сразу нет. Это странно.

С. А я бы у нее поспрашивала всякие штучки. Но вряд ли пошла бы туда.

Л. А если нумеролог тебе говорит, что ты классная и идеально подходишь и в этой компании тебе самое место?

С. Может быть, это просто такая фишечка у HR и никто в компании серьезно к этому не относится. К HR, в смысле.

Л. А если психолог?

М. Ну, психолог – это хотя бы наука.

С. И вот мы говорим о психологии и психологах, как ты и мечтала.

Л. Вот приходит психолог и говорит, вот тебе листок и ручка, пиши сочинение. Это нормально?

М. Я думаю, да, потому что на этом этапе многих сразу можно отсечь.

Тестовое задание

М. Тут хочу сразу сказать про несправедливость, которая меня всегда бесит. Это то, что тестовое задание бывает только в творческих профессиях.

С. А в нетворческой среде какое тестовое задание можно дать? Бухгалтеру, например?

М. Ну вот именно, и они без тестового задания получают работу.

Л. Они дают бухгалтерам налоговые отчеты и просят сделать так, чтобы налогов было на 500 тысяч меньше. Сможешь – придешь в нашу компанию, не сможешь, до свидания.

С. Вот тебе все документы, съезди в налоговую, сделай выписку по ЕГРЮЛ, как получишь на руки – приезжай к нам. Но учти, что мы уже отправили туда трех твоих конкурентов.

Л. Вот например, тебе дают задание разработать стратегию для компании – детально, с описанием каждого проекта. Вот ты прописала стратегию, и тебя не берут на работу, но отрабатывают эту стратегию без тебя.

М. Классика.

С. От этого никто не защищен.

Л. Можно ли на собеседовании заранее обговорить этот момент? Момент недоверия не произведет впечатления, что ты слишком много о себе думаешь?

С. Я не знаю, насколько это правильно, но можно рассказать историю о таком тестовом задании, когда тебя не взяли, а потом внедрили все твои идеи.

Л. Я думаю, что если тебя в таком случае не возьмут, то они просто дураки. Потому что взять почти готовую концепцию у человека с идеями – это тупо. Реализовать твои идеи так, как ты этого хочешь, у них все равно не получится.

С. А даже если получится – вот они реализовали, и дальше что? Опять писать тебе и давать тебе еще одно тестовое задание?

Л. Насколько объемным может быть тестовое задание?

М. Чтобы его можно было выполнить за несколько часов.

С. Хотелось бы, чтобы тестовое задание было абстрактным. Например, накидать стратегию – это абстрактная задача, ее можно сделать за несколько часов. Но кому-то позвонить, что-то сделать, пошагово написать, как организовать съемку с конкретными действиями, лицами и т.д. – это уже странная тема. Ты тратишь свое время зря.

Л. Как скоро нужно отправить тестовое задание, если заранее вы не договорились о дедлайне?

С. Я думаю, меньше чем за неделю нужно сделать. Дня за три.

М. Мне кажется, неделя – оптимальный срок.

С. Все зависит от задания, конечно, но если тебе задают написать контент-план на неделю, мне кажется, это несложно и можно выполнить за несколько часов. За два дня ты это точно сделаешь.

Л. Но слишком быстро не надо. Это как с первым свиданием – вы познакомились и три дня выжидаете. Еще мне кажется, что каждому руководителю нужно тонко дать понять, что они не единственная твоя опция и ты как сотрудник перспективна и нужна на рынке. И выполнить тестовое задание за ночь – это дать понять, что ты слишком сильно хочешь эту работу.

Расскажи друзьям
Комментарии 3
Katerina Osipova 07 декабря в 12:50

а как быть, если дральня нереальная?

Анна Кошкарева 10 декабря в 18:56

))

Alex K 11 декабря в 11:30

Авторы, прекратите писать этот бред!, уже кровь из глаз идет.

Тебе есть что рассказать? Хочешь поделиться своими историями, опытом или находками и стать автором Trends Brands CLUB? Напиши свой пост здесь, а мы опубликуем его.

Подпишись на нашу рассылку

Получай подборки лучших статей каждую неделю!

А также Вконтакте
Войти через:
наверх